О семье с любовью

Психологи считают, что если запретов слишком много, то на подсознательном уровне для ребенка это равносильно словам «Не живи!», «Ты нам мешаешь!». Для малыша трудно понять, как самые родные и бесконечно любимые мама и папа вдруг могут стать такими строгими и холодными. Конечно, ему нужно научиться с этим жить, но его разум пока не в состоянии переварить слишком сильные контрасты. Сохранить теплые отношения и взаимное доверие помогут эти простые правила.

1. Определитесь, что и почему вы запрещаете ребенку.

Оставьте само слово «нельзя» только для самых важных запретов. Напишите список, и пусть в нем будет не больше 10 позиций, реально опасных для жизни. Например, нельзя крутить конфорки на плите. В остальных случаях говорите «опасно», «некрасиво», «сейчас для этого не лучшее время, давай сделаем это завтра утром». Если запретов слишком много, то ребенку трудно понять, что из этого важно. Получится, как во французской книжке про малыша Николя: «родители запрещали мне рисовать на стенах, хлопать дверью и ковырять в носу, а насчет того, что нельзя курить, они ничего не говорили». И нарушать он также будет все подряд.

2. Будьте последовательны.

Договоритесь с мужем и бабушками о запретах. Если нельзя стоять на подоконнике и пытаться открыть окно, то это всегда, даже когда малыш рассматривает стройку за окном вместе с папой.

Если не удается договориться с бабушками — малыш тут ни при чем, разбирайтесь в своих отношениях с ними, насколько вы друг друга уважаете. Говорите напрямую, не создавайте «треугольников», выясняя отношения с родными за счет ребенка.

Следите за собой, чтобы не получалось так, что сегодня нельзя, а завтра можно, потом опять нельзя, под настроение. Старайтесь не давать противоречивых команд.

3. Постарайтесь строить фразы позитивно, без частицы «не».

Вместо «Не ходи туда!» лучше сказать «Иди сюда!», «Подожди!». Подсознание не воспринимает частицу «не». Представьте, как можно «не ходить по лужам». Что первым возникает в уме? Именно то, как по ним ходишь, а потом уже думаешь о том, что это запрещено.

4. Сразу же предлагайте то, что МОЖНО.

Помните, как в мультике про Чебурашку малыши везде лезли, и крокодил Гена спросил: «Тебе что, делать нечего?» — «Нечего, совсем нечего!» И Гена с Чебурашкой построили детскую площадку.

Если слышите, что сын начал стучать по батарее, просто посмотрите на него: сколько у него в глазах счастья! Не убивайте это. Тебе нравится громкий металлический звук? Знаешь, может быть, у соседей спит малыш, а ты его так разбудишь. Вот тебе кастрюля, железная миска, ложка и сувенирный гонг, послушай, все они звучат по-разному!

Мамиными большими ножницами резать бумагу нельзя, а вот тебе маленькие, ими можно. Рвать книжки нельзя, а газеты можно. Рисовать на обоях нельзя, а листе бумаги можно. Не интересно на маленьком листе? Вот лист ватмана, или мольберт. Сейчас нельзя бегать одному по фойе цирка, потому что очень много людей. Можно обойти все фойе за ручку. А потом еще раз можно ненадолго выйти во время представления, попить чаю и побегать по пустому фойе.

5. Объясняйте, как пользоваться опасными предметами.

Если вы запрещаете что-то ребенку, а сами у него на глазах это делаете, то получается особенно сладкий запретный плод. Просто объясните: то, что ты взял — не просто красивая баночка, это моющее средство. Я сейчас мою им унитаз, смотри, я в специальных перчатках и лью его совсем немного, и у него такой резкий запах. Оно может быть опасно, если не знать, как им пользоваться.

Играй подальше от плиты, здесь опасно. Видишь, на ней кастрюля с кипятком, и духовка горячая. Я пользуюсь специальными прихватками и делаю все очень осторожно.

Если ток в розетке опасен, то он опасен и для тебя, и для меня, и для папы.

6. Уберите все опасные предметы, сведите к минимуму все, что нельзя.

Заглушки на розетки, фиксаторы на ящики и прочие средства безопасности придумали не зря. Наученные опытом, незадолго до прихода гостей мы просто прячем все громкие музыкальные игрушки.

7. Создавайте условия для развития, преодоления себя, изучения своих границ.

Если ребенку постоянно все нельзя, он не получит необходимого опыта. Нет ничего более опасного для ребенка, чем отсутствие опасностей. Один раз я видела, как озорной четырехлетний мальчик пришел в гости к двухлетнему, у которого дома был спорткомплекс. Сначала мы посмеялись, что спорткомплекс низенький, маловат для четырехлетки. Двухлетка шустро лазил на самый верх. Четырехлетка полез так же, и свалился вниз так, что все гости затаили дыхание. Отделался огромнейшей шишкой. Оказалось, он в основном гулял с бабушками и они его от всего оберегают, не пускают даже на высокие горки. Еще Никитины описывали, что при всем обилии у них дома спортивных снарядов дети практически не падали, т.к. у них была хорошая координация движений и они очень четко понимали свои возможности.

8. Иногда давайте наступить последствиям.

Пусть разобьет ненужную стеклянную банку, или чуть-чуть обожжется свечкой, уколется иголочкой. Иногда, когда сын сильно шалит в супермаркете, я подмигиваю охраннику, чтобы он сделал малышу замечание, и сына это действует лучше моих слов.

children@familyinlove
http://vk.com/familyinlove?w=wall-49188053_148